Страничка психолога


29 января 2019 года в школе прошло родительское собрание для родителей будущих первоклассников.pdf

Как развить самостоятельность школьников при подготовке домашнего задания.pdf

Памятка для родителей Скоро в школу.pdf

 


 

Разговор о школьных отметках

  Уважаемые родители! Вот и проучились наши дети половину учебного года. Скоро праздник Новый год. А в начале учебного года, с 1 сентября, ввели отметки  у второклассников.  Для них, как и для родителей, отметка – дело новое и важное. Давайте немного поговорим о школьной отметке.

   Школьная отметка играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; нередко именно школьная отметка является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка. Самооценка отражает знание человека о себе и его отношения к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых. Младший школьный возраст становится узловым в становлении самооценки. Самооценка третьеклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой первоклассников или второклассников. Мы проводили диагностику самооценки и в 1 классе и во 2 классе. Как правило, большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Во втором классе у многих детей самооценка становится более адекватной. Это связано с повышением критичности к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы.

    Оценка не тождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условное отражение в баллах. Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором взрослые сначала разъясняют положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечают наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечают старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку. Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором В.А.Сухомлинский писал: «С первый дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка – он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый. Ребенок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».  К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятерки получаю».

   Психолог Ш.А.Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица». Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению. Родителям необходимо помнить, что в учении важна не только отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а так же их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

   Уважаемые родители! Какой же вывод можно сделать, проводя итоги этого собрания. И «двоечникам» и «хорошистам» надо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными отметками. Похвала им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочеты, неточности. Как же дозировать отметку в семье?

   Правило первое: не бейте лежачего. Двойка, а для кого и четверка достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок ждет от родителей не попреков, а помощи.

  Правило второе: чтобы избавить ребенка от недостатков, постарайтесь выбрать один – тот, от которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нем.

  Правило третье: выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребенком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Но если вас обоих беспокоит, прежде всего скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности и пересказа.

  Правило четвертое и центральное: хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Ребенок склонен  любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы.

   Правило пятое и самое трудное: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского Толика.

  Правило шестое: не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребенком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить.

   Правило седьмое: выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детский надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребенка нет иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.

   Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его путь заведомого обмана.

   Девятый принцип: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться – главного средства преодоления учебных трудностей.

 Памятка для родителей

Как относиться к отметкам ребенка

  Не ругайте своего ребенка за плохую отметку.

  Ему хочется быть в ваших глазах хорошим.

  Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать, изворачиваться, чтобы все-таки быть в ваших глазах хорошим.

   Сочувствуйте своему ребенку, если он трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного и кропотливого труда.

   Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе отметку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

  Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

   Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку отметки вслух.

   Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

   Не обвиняйте беспричинно других взрослых, учителей и детей в проблемах Собственных детей.

  Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

   Устраивайте праздники по поводу получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

  Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.


Методический семинар

   На базе стажировочной площадки 13 ноября 2018 года в школе прошел методический семинар учителей начальной школы по теме «Трудные темы в изучении предметной области «Русский язык» в начальной школе». Педагог-психолог Арутюнова Ирина Анатольевна успешно провела мастер-класс «Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с учащимися начальных классов в рамках внеурочной деятельности». Участники семинара побывали в сенсорной комнате, где видели,  как проводятся релаксационные упражнения и сами участвовали в одном из них под названием «Звездное небо».

  


22 октября в нашей школе не высоком уровне прошел  семинар-практикум для педагогов-психологов образовательных учреждений города на тему: «Сенсорная комната. Волшебный мир сенсорных ощущений».

  Арутюнова Ирина Анатольевна ознакомила участников семинара со своим опытом работы  по проведению коррекционно-развивающих  занятий с детьми младшего школьного возраста, с современными технологиями работы в сенсорной комнате. Психологи города посетили эту необычную комнату и практически ознакомились с ее возможностями. Сенсорная комната – это особым образом организованная  окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами: воздушно-пузырьковая колонна, оптоволоконный модуль «Разноцветная гроза», настенное панно «Звездное небо», сухой душ и сухой бассейн и другими.  Они воздействуют на органы зрения, слуха, осязания  для того, чтобы восполнить всю полноту восприятия, что в свою очередь, развивает высшие психические функции ребенка: память, внимание, мышление, речь. Также педагоги — психологи познакомились с арт-терапевтической  техникой рисования песком, которую профессионально демонстрировала педагог – психолог МОУ «Гимназия №10» Толкачева Марина Сергеевна. Она провела мастер-класс  «Техники арт-терапии в работе педагога-психолога». Участниками семинара очень понравился семинар, они отметили познавательность, практическую направленность и  высокий профессионализм  организаторов.

 

Как начать хорошо учиться

  Все знают о том, что учиться не так то и просто, а очень даже не просто. Ведь каждый день ученику приходится собираться в школу, сидеть на занятиях, запоминать массу новой информации, отвечать перед всем классов, писать контрольные. Но и после уроков, дома опять надо продолжать свое обучение – выполнять домашнее задание. Поэтому, что ни говори, а обучение – это титанический труд, особенно для ребенка. Поэтому подходить к учебному процессу нужно аккуратно, а главное – правильно!

   Психологический аспект очень важен в обучающем процессе, поэтому старайтесь не заставлять себя учиться, а искать причину, которая может изменить Ваше отношение к учебе в благоприятном направлении.

  Важно найти свою мотивацию (причину) учиться хорошо, найти свой стимул, который бы сработал именно в Вашем случае. Мотивации бывают разного характера. К примеру, на некоторых действует фраза: «Если не начнешь учиться, то тебя отчислят из школы!». Хотя на другого человека этот призыв никак не подействует.

   Для большинства хорошей мотивацией является перспектива. Однако, для одних работает долгосрочная перспектива: «Если я закончу школу отлично и хорошо, то смогу поступить в престижный ВУЗ и потом найти работу с высоким окладом и продвигаться по карьерной лестнице». Для других перспектива должна быть более близкой, реальной: «если закончу полугодие хорошо, то отец мне купит путевку в лагерь, куда я поеду с друзьями на все лето».

   Мы не знаем, что может заставить учиться именно Вас, однако, мы точно знаем, что такая мотивация есть. Найдите её! Вообще, стимул учиться зани- мает одну из главенствующих ролей в учебе, если он найдет и используется учеником, то он способен достичь неимоверных успехов.

   Обустройте свое рабочее место.  Казалось бы, как такой мелочный вопрос, как обустройство своего рабочего места ученика, может повлиять на обучение, но поверьте, оно способно кардинальным образом изменить скорость выполнения домашнего задания и его качество. Мы согласны, что лежа на кровати с планшетом или с ноутбуком – вполне приятно заниматься «домашкой», однако совершенно не эффективно. Так как в лежачем состоянии человек запоминает и понимает ей намного хуже, а главное – медленнее. Связано это с физиологическими особенностями строения органов человека. Постарайтесь выделить себе в доме небольшое местечко, в котором Вы будете заниматься исключительно делами, связанными с обучением. Особенной чертой этого места должно быть то, что на нем не будет компьютера, ни ноутбука, ни планшета, ни мобильного телефона. Только необходимые тетради, книги и канцелярские принадлежности (ручка, карандаш, ластик и т.п.)

   Компьютер и другая техника могут сильно отвлекать от учебного процесса. Ведь у Вас открывается масса соблазнов: «В Контакте»,  интересные сайты, фильмы, музыка, игры и т.п. Поэтому к ней необходимо прибегать лишь в тех случаях, когда она конкретно требуется для выполнения той или иной задачи. Стол необходимо разместить возле окна, чтобы не только дневной свет освещал рабочее место, но и вид из окна позволял отвлечься или наоборот сосредоточиться.

   Если компьютер забирает у Вас массу свободного времени, однако, Вы не можете противиться этому, то советуем подумать о том, что компьютерное излучение вредит здоровью человека: ухудшает зрение, возникают недуги, связанные с желудочно-кишечным трактом, а также появляются проблемы с нервной системой.

   Поощряйте себя за успехи. Например, Вы сегодня отличились и не получили ни одной плохой отметки – похвалите себя и разрешите себе сегодня часок погулять. А если ещё и получили хорошую отметку по важному предмету, то здесь ещё можно поощрить себя чем-нибудь вкусненьким. Помните, что поощрение должно быть только в том случае, если Вы действительно того заслужили. Если провинились, то ни окаком призе или отдыхе и речи быть не может. Вы должны осознать всю сладость победы и горечь поражения.

   Оценивайте себя за успехи трезво и честно, иногда натянутая четверка заслуживает похвалы больше, чем твердая пятерка.

    Не стоит зацикливаться на оценках. Правильнее будет зацикливаться на полученных знаниях. Вадь, как мы знаем, оценки, которые ставят нам преподаватели, не всегда объективны.

  Первый шаг сделать трудно! Самым сложным моментом в обучении является первый шаг, начало процесса. Наверное, частенько находятся дела, которые кажутся важнее выполнения домашнего задания. Главной причиной сложного старта является банальная лень. Чем быстрее Вы поборите в себе лень, тем быстрее начнете хорошо учиться.

  Устраивайте конкурсы и марафоны. Попробуйте договориться с родителями на своеобразный конкурс, в котором они будут выступать спонсорами призов. К примеру, если за следующие две недели будете получать одни только хорошие отметки по алгебре, то они Вам, по истечению этих двух недель покупают новый мобильный телефон (к примеру). Время и подарок может изменяться в зависимости от Ваших успехов в учебе ранее и от благосостояния семьи.

  Правильно распоряжайтесь своим временем.  Старайтесь учиться и отдыхать по составленному режиму. К примеру, сразу после занятий не приходить и садиться за компьютер, а приходить и садиться за кухонный стол, кушать, потом идти делать уроки, а вечером выходить погулять. Таким образом, Вы всегда будете знать, что в это время Вам нужно делать уроки, а не отдыхать.

   Развивайте в себе силу воли. Порой случается так, что никакой конкурс и никакая мотивация не способно заставить ученика учиться. В таких случаях есть лишь один совет: «Стисните зубы, соберите всю силу воли в кулак и во что бы то ни стало, начните учиться! Не потому, что так хочется, а потому, что так НАДО! Таким образом, Вы будете развивать у себя силу воли, которая в будущем ещё не раз пригодится. Удачи!

 

 

Педагог-психолог Арутюнова И.А.

 

«Первый раз в первый класс. Трудности адаптационного периода».

   Для большей части детей начало обучения в школе во многих отношениях представляет собой стрессовую ситуацию, так как ведет к кардинальным изменениям в их жизни. Школа предъявляет новый, усложненный круг требований к психической деятельности: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчинять их школьной дисциплине.

   Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям.

   Выделяются три уровня школьной адаптации:

  1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.
  2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то интересным; самостоятельно решает типовые задачи; дружит со многими одноклассниками.
  3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или равнодушно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый материал усваивает частично; самостоятельная работа с учебником затруднена; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

     Дети, испытывающие трудности в выполнении школьных требований , составляют так называемую «группу риска» возникновения школьной дезадаптации.

   Результаты диагностики адаптации первоклассников в этом году показали, что с высоким уровнем адаптации у нас 116 человек из 178 обследованных, что составляет 65%. Со средним уровнем адаптации — 52 ученика — 29% и с низким уровнем адаптации — 10 обучающихся — 6%. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей хорошо адаптированы к школе. Это проводился первый этап диагностики адаптации. Весной проведем второй этап и сравним, на сколько и в какую сторону произойдут изменения с нашими детьми.

    Наиболее распространенной причиной дезадаптации является недостаточная подготовленность ребенка к школе. Существенное влияние на успехи первоклассников оказывает уровень их обучаемости, т. е., способность к усвоению знаний и способов учебных действий. Важной причиной низкой адаптации ребенка может быть и инфантилизм. Это дети у которых к моменту поступления в школу сохранились мотивы дошкольного детства. Особые трудности испытывают дети с задержкой психического развития. Проблемы с адаптацией к школьной жизни могут возникнуть и у детей с высоким уровнем развития. Их слабости кроются в их преимуществах. У них может возникнуть неприязнь к школе, плохое поведение потому, что  учебная программа для них скучна и неинтересна, учебный план не соответствует их способностям.

   Важная, может быть главная причина школьной дезадаптации в младших классах, не только в первых, но во всех других, связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы», он и в новую среду — школу- входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил школы, как общности, во имя сохранения только своего «Я» лежит в основе дезадаптации детей воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.

   Что можно посоветовать, как могут родители помочь, если ребенок как бы не «вписывается» в общепринятые правила?

  • Если ваш ребенок куда-нибудь не «вписывается», главное, чтобы он знал, что вы всегда на его стороне.
  • Посмотрите на создавшуюся ситуацию со стороны: возможно коллектив, в котором находится ребенок, просто не подходит ему по уровню образования или по социальному статусу.
  • Попробуйте проанализировать происходящее в вашей семье: может ли каждый ее член (включая самого маленького) иметь свое мнение по любому вопросу, как принимаются решения у вас дома?
  • Если ситуация не стала яснее, обратитесь к специалисту.

 

  И еще несколько слов о воспитании. Десять заповедей для родителей (Януш Корчак).

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, то — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и пожнешь.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если сделано не все.
  8. Ребенок — это не тиран, который завладеет всей твоей жизнью, не плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которого будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

 

 

 

Подготовила педагог-психолог Арутюнова И.А.