Доступная среда


«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.

Нормативно-правовая база

  1. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (с изменениями и дополнениями).
  2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ
  3. Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624).
  4. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
  5. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями).
  6. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 n вк-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».
  7. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2017 г. N ТС-267/07 «О направлении информации» (О создании ресурсного класса, позволяющего обеспечить создание необходимых условий, в максимальной степени способствующих получению без дискриминации качественного образования и социальному развитию обучающихся с расстройством аутистического спектра, в т. ч. через организацию системы инклюзивного образования)
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  10. Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры МОУ «СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов».

 

1. Наличие оборудованных учебных кабинетов,
объектов для проведения практических занятий,
библиотек, объектов спорта, средств обучения и
воспитания, в том числе приспособленных для
использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
оборудованы кабинеты учителей-логопедов,
педагога-психолога, физкультурный зал, кабинет
хореографии, музыкальный зал, изостудия.
2. Обеспечение доступа в здание ДОУ
детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Согласно приказа Министерства образования от
9 ноября 2015 г. №1309 в образовательной организации целенаправленно и планомерно
проводится комплекс мероприятий по обеспечению
доступа в здание ДОУ детей-инвалидов и детей с
ОВЗ:

  • приказом по учреждению определены ответственные
    должностные лица за организацию работы по
    обеспечению условий доступности
  • систематически организовывается инструктирование
    специалистов, работающих с детьми-инвалидами и
    детьми с ОВЗ, а также сотрудниками,
    задействованными по вопросам, связанным с
    обеспечением доступности;
  • по результатам комиссионного обследования
    оформлен Паспорт доступности, отражающий оценку
    соответствия уровня доступности в ДОУ заявленным
    законодательством РФ требованиям;
  • разработан план действий по обеспечению
    доступности в форме Дорожной карты. По состоянию
    на 1 сентября 2017 года выполнен следующий
    перечень мероприятий, реализуемых для достижения
    запланированных показателей доступности:
    содействие ребенку-инвалиду при входе в ДОУ и
    выходе из него, информирование о доступных
    маршрутах общественного транспорта, адаптация
    официального сайта ДОУ для лиц с нарушениями
    зрения (версия для слабовидящих), наличие
    откидного пандуса, контрастных лент, плоских
    информационных знаков.
3. Условия питания детей-инвалидов и детей с
ОВЗ
В учреждении организовано сбалансированное
питание в соответствии с примерным 10-дневным
меню. Питание детей осуществляется в
соответствии с действующими
Санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. Главным
государственным санитарным врачом РФ
15.05.2013г. Питание детей-инвалидов и детей с
ОВЗ осуществляется на общих условиях.
4. Условия охраны здоровья детей-инвалидов и
детей с ОВЗ
Планирование и проведение работы по охране
здоровья воспитанников осуществляется в двух
направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ
осуществляется старшей медицинской сестрой.
Медицинский блок состоит из медицинского
кабинета, изолятора, процедурного кабинета.
Медицинский кабинет оснащен всем необходимым
оборудованием, которое соответствует
санитарно-гигиеническим требованиям, имеется
достаточное количество медикаментов для оказания
первой неотложной помощи, здесь же происходит
осмотр детей.
В образовательном учреждении с целью охраны
здоровья воспитанников проводятся следующее
мероприятия:

  • проведение профилактических осмотров;
  • мероприятия по обеспечению адаптации в
    образовательном учреждении;
  • осуществление
    систематического медицинского контроля за
    физическим развитием воспитанников и уровнем их
    заболеваемости;
  • обеспечение контроля за
    санитарно-гигиеническим состоянием
    образовательного учреждения;
  • осуществление
    контроля за выполнением санитарных норм и
    правил.
    Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13
    разрабатывается:
  • режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом
    возраста детей. В режиме обязательно отражаются
    время приема пищи, прогулок, дневного
    сна.
  • составляется расписание непосредственно
    образовательной деятельности для каждой группы
    детей. В период летних каникул проводятся
    экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья
    осуществляется через совершенствование
    физического развития детей на физкультурных
    занятиях.
    В школе проводятся: утренняя
    гимнастика, подвижные и малоподвижные игры,
    гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
    Прогулка – обязательный элемент режима дня
    ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается
    возможность для двигательной активности детей,
    виды игр варьируются в зависимости от сезона.
5. Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом ОО и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные  доски. 
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
 

ФГОС для детей с ОВЗ

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru/. Данные программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые приступили к обучению в 1 классе массовой школы с 1 сентября 2016 года.

Нормативно-правовые акты, гарантирующие право на получение образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

Можно ли оставить на повторное обучение учащегося с ограниченными возможностями здоровья по причине академической задолженности?

Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.

Имеют ли право родители перевести ребенка из специальной (коррекционной) школы в обычную общеобразовательную школу?

Обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ). Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).

Ребенок-первоклассник практически не осваивает образовательную программу по состоянию здоровья. Родители отказываются обследовать ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии

Если проблема с обучением ребенка возникает действительно из-за позиции семьи, то образовательная организация обязана сообщить о сложившейся ситуации в органы, осуществляющие защиту прав детей (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства).

Права выпускников с ограниченными возможностями здоровья

К участникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.